Проекты института
Проекты ААНИИ расширяют пределы науки, изучая всё от глубин Земли до просторов космоса.

Российский научный центр
на архипелаге Шпицберген
В Российском научном центре есть всё необходимое для фундаментальных и прикладных исследований природной среды. В центре спутникового мониторинга ведётся приём и обработка данных искусственных спутников Земли: над Шпицбергеном как раз находится точка схождения орбит, поэтому снимки почти полностью охватывают акваторию Северного Ледовитого океана. Гидрометеорологическая информация передаётся в институт и используется для мониторинга ледовых и гидрометеорологических условий.

Химико-аналитическая лаборатория ААНИИ по оснащённости не уступает полноценному ресурсному центру. Здесь анализируются пробы снега, воды, воздуха, грунта, образцы растений и различных морских организмов для определения загрязнённости среды опасными веществами. Это называется экологический мониторинг, задача которого – контролировать состояние «здоровья» природной среды архипелага.


Озеро Восток
Открытие подледникового озера Восток в Антарктиде стало одним из крупнейших географических открытий второй половины XX века. Озеро обнаружили в районе российской антарктической станции Восток под ледяным щитом толщиной около 4 километров. Это пятый по объёму пресноводный водоём в мире. Он уникален тем, что находился в изоляции от земной поверхности десятки миллионов лет.
ДРЕВНИЙ ЛЁД
В середине плейстоцена произошла перестройка климатической системы Земли. Ледниковые и межледниковые эпохи, которые раньше сменяли друг друга каждые 40 тысяч лет, теперь стали длиться по 100 тысяч лет. Амплитуда климатических колебаний тоже возросла. Учёные полагают, что причиной таких изменений был скачок концентрации углекислого газа в атмосфере.

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, гляциологи и палеоклиматологи из разных стран ведут поиск древнейшего на планете льда, возрастом более одного миллиона лет. Такой сохранился только в некоторых точках Антарктиды. И по нашим расчётам одно из таких мест находится на Ледоразделе B — одном из куполов главного ледораздела Восточной Антарктиды, в 300 км от станции Восток. Куда до недавнего времени ни разу не ступала нога человека!

В январе 2020 года гляцио-буровой отряд 65-й Российской антарктической экспедиции совершил на Ледораздел B первый научный поход.
ТРАНСАРКТИКА 2019
Самая крупная российская морская экспедиция в Арктику за последние десятилетия. В рамках проекта выполняются исследования арктических морей от начала таяния льда весной до начала формирования нового ледового покрова осенью.

Морская экспедиция ТРАНСАРКТИКА 2019 стартовала весной 2019 года и длится до сих пор.

Четыре судна один за другим выполняли натурные междисциплинарные исследования в Арктике на протяжении более пяти месяцев. На первом этапе наше научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников» было вморожено в лёд севернее Земли Франца Иосифа. В течение двух месяцев дрейфа в ледовом лагере рядом с судном выполнялись работы по изучению свойств льда, океана и атмосферы.

Заключительный четвёртый этап ещё продолжается. Научно-исследовательское судно «Профессор Мультановский» прошло по Северному морскому пути из Владивостока в Мурманск и сейчас возвращается обратно, попутно выполняя комплексные исследования.

Экспедиция ещё не завершена, но уже сейчас собраны уникальные данные, которые помогут оценить состояние природной среды Арктики в условиях меняющегося климата.
Ледостойкая платформа
«Северный полюс»
Происходящие изменения ледовых условий в Арктике вынуждают учёных искать новые методики исследований для получения достоверной климатической информации из полярных регионов.

Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» — это уникальное судно для круглогодичных научных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Сейчас платформа строится на «Адмиралтейских верфях».

Платформа сможет без привлечения ледокола достигнуть района начала дрейфа и вмёрзнуть в ледяное поле. Во время продолжительного дрейфа учёные будут проводить различные исследования. У судна высокая прочность корпуса, большая автономность плавания и длительный срок службы. По всем этим показателям платформа не имеет аналогов в мире.

В рамках первого этапа экспедиции ТРАНСАРКТИКА 2019 были испытаны технологии, которые будут использоваться в работе на платформе.

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт
©
*
Made on
Tilda